«

»

Янв 30 2015

Кто ты — тиран или добряк?

Очень люблю играть в экономические стратегии Sid Meier’s Civilization и Colonization, Age of Empires, Stronghold.
И вот именно последняя натолкнула меня недавно на мысль. Есть в ней такой параметр, как Популярность.


Цитата из Википедии:
Stronghold (рус. Цитадель) — стратегия в реальном времени, выпущенная Firefly Studios в 2001 году. Игра симулирует строительство, штурм или оборону средневекового замка. Многие аспекты правил игры являются нововведением жанра и на момент выхода игры были уникальны (например, параметр Популярность).

Важным фактором в игре является популярность. Чем выше доверие населения к лорду, тем быстрее пополняются крестьяне (при наличии домов для жилья). Популярность можно повысить, снизив налоги, увеличив рацион питания, построив храмы и таверны и, наконец, объекты увеселения. Почти все эти действия имеют одновременно и негативный эффект: опустошение казны, опустошение амбаров, лень и пьянство, снижающие производительность труда. Объекты устрашения — виселицы, плахи, колодки — напротив, стимулируют население работать лучше и быстрее, но снижают популярность тирана. Баланс между экономической выгодой и популярностью — основная дилемма для игрока, которую можно решать различными способами.
Вкратце: Даёшь крестьянам пряники, они тебя любят, но воруют, бухают, ленятся. Даёшь «кнута» — работают как волы, но ненавидят тебя и могут разбежаться. Необходим баланс.

Именно этот параметр очень критичен в микроколлективах. И владелец часто, начиная с роли добряка, постепенно скатывается в тотальную тиранию.
Начинаем, как хорошие друзья, все вместе и работаем и отдыхаем. Выручаем друг друга — идиллия. Но постепенно обязанностей становится больше, возникает рутина, сложности, проблемы и разногласия. Владелец старается разрулить, исправить, сгладить углы, войти в положение, а сотрудники вспоминают, что они на работе. Старый принцип нелюбимой работы — «Солдат спит, служба идёт» или принцип ИБД — имитация бурной деятельности. И вот тогда владелец либо озверевает (и это ещё не худший вариант) и увольняет всех, либо тянет эту лямку на себе очень долго, часто до неприятного финала.

Так вот, я о балансе.
Не нужно бояться быть плохим, выстраивая рабочие отношения. Сотрудники не будут относиться к нам хуже, если мы будем управлять нашим делом профессионально.

  • Договора и инструкции, вопреки расхожему мнению, защищают обе стороны от недопонимания и нарушения договорённостей.
  • Четкие принципы использования ресурсов или привилегий компании сотрудниками в личных целях, помогают избежать воровства и злоупотребления. (Пользование корпоративным транспортом, корпоративные оптовые закупки и пр.)
  • Обращение к директору по имени, но на «ВЫ» — ставит границу, указывающую на рабочие отношения и исключает панибратство.
  • Видеокамеры в залах, на складах и в переговорных — это не слежка за сотрудниками, а необходимый инструмент для решения разногласий или выявления воровства и нестандартных ситуаций.
  • И прочие меры, способные защитить обе стороны от «нерабочих» конфликтов.

Несогласие сотрудников с подобными мерами, должно насторожить руководителя.
Не гонитесь за популярностью в ущерб себе.

Поделитесь этой статьей со своими друзьями в соцсетях!